Подписка

strelka

Подпишись на обновление сайта! Получай новые статьи на почту:

Мой Twitter
Найди на OZON
Реклама

Что такое конфликт и как с ним бороться ?

Статья практикующего психолога Людмилы Анатольевны ВОЛГА

взаимоотношения между людьмиКаждый из нас попадает в конфликтные ситуации. Конфликты неизбежны, даже  если  взаимоотношения с другими людьми  строятся  в мире и гармонии. И каждый по- своему  выходит  из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто – то «дает сдачи», а кто-то находит  конструктивное решение.

Что такое  конфликт? Это столкновение  противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов  оппонентов или субъектов  взаимодействия.

Конфликты являются  частью жизни, и чем  более разнообразным становится мир, с тем  большим числом  противоречий  в интересах приходится сталкиваться. В Штуски предложил классификацию конфликтов по предмету – экономический, социальный, классовый, политический, идеологический, культурный, аксиологичекий (конфликт ценностей и целей), порционный (обезличенное столкновение интересов социальных групп и отдельных личностей). По составу участников конфликта выделяют - внутриличностные, межличностные и групповые конфликты.

На тренинге   рекомендуется, в форме « мозгового штурма, « обсудить с участниками  причины  возникновения конфликтов. Обобщив,  ведущий тренинга   дополняет. В результате  обычно  выделяют  следующие  причины: несовпадение позиций, особенности восприятия, противоречия в потребностях людей, недостатки в организации и  интенсификации труда, разные цели и направленность (мотивационные конфликты), борьба за лидерство, нравственно-этические противоречия при взаимодействии. Необходимо подчеркнуть,  что психологические особенности личности (самооценка, темперамент, способ восприятия мира), чем ярче они выражены, тем скорее  могут стать причиной конфликтной ситуации . Роберт  Брэмсон предложил следующую классификацию заведомо конфликтных личностей: агрессист, жалобщик, разгневанный ребенок, максималист, молчун, тайный мститель, ложный альтруист, хронический обвинитель.    С каждым из этих типов   можно  и нужно использовать  стратегии поведения, которые   препятствуют развитию конфликта.

Существует два типа конфликтов:

Конструктивный (продуктивный) - способствует  повышению стабильности, ведет к позитивному решению проблемы.

Деструктивный- способствует  разрушению установившейся нормы, углубляет  проблемную ситуацию. Участники  такого конфликта  стремятся  к власти и личной выгоде.

На тренинге необходимо    информировать участников  о динамике конфликта, она складывается  из 5 стадий:

  • Потенциальное  формирование  противоречивых интересов, ценностей, норм.
  • Переход в реальную стадию
  • Конфликтные действия
  • Снятие и разрешение  конфликта
  • Послеконфликтная ситуация.

Участникам тренинга  необходимо  понять,  как человек  может вести себя в условиях конфликта. Желательно    предложить  тест описания  поведения К. Томаса( адаптирован Н.В. Гришиной ). В конфликте  выделяют  5 стратегий  поведения  : конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Ни одна из стратегий  не может быть  эффективной  во всех без исключения ситуациях. Важно эффективно использовать каждую из них, учитывая конкретные обстоятельства.

Как успешно  разрешить конфликт? Для этого желательно составить карту конфликта  ( Х.Корнелиус, Ш. Фейер).  Для этого надо определить:

1. проблему;
2.истинную причину конфликта;
3.действительных участников  конфликта;
4.подлинные потребности и опасения обеих сторон;
5.межличностные отношения сторон (до конфликта);
6.отношение к конфликту лиц, не участвовавших в нем, но заинтересованных в  позитивном его разрешении.

Следует иметь в виду  4 базовые психологические  установки вашего «Я»:

  1. «Я хороший – ты хороший»;
  2. «Я хороший – ты плохой»;
  3. «Я плохой – ты хороший»;
  4. «Я плохой – ты плохой».

От  выбора психологической установки  зависит, насколько успешно будет разрешаться конфликт. Оптимальной является установка « Я хороший –ты хороший ».

Можно выделить  следующие шаги для  разрешения конфликта – искренность в общении, выявление подлинной проблемы, отказ от установки « Победа!», поиск нескольких путей решения проблемы, необходимость  выбора стратегии разговора, признание  ценности отношений.  На этом этапе тренинга необходимо    протестировать участников на   сформированность навыков  слушания .

Участникам тренинга необходимо    дать возможность отрабатывать навыки поведения  в конфликтных ситуациях, используя  метод   кейсов.

На тренинге  участники учатся  соблюдать правила поведения  в условиях конфликта и  избегать  того , что усугубляет конфликтную ситуацию -  это:

  • негативные оценки  и ярлыки;
  • советы ( которых не просят );
  • вопросы, на  которые невозможно ответить;
  • приказы;
  • обобщения (из единичных случаев);
  • ирония, язвительность;
  • перебивание собеседника;
  • настаивание на собственной правоте;
  • упреки;
  • выдвижение ультиматума и др.

Вердербер Р. и Вердербер  К.  предлагают  15  общих  рекомендаций  по управлению конфликтом, которые  целесообразно использовать на тренинге:

  1. Постоянное внимание  к партнеру  (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
  2. Доброжелательное, уважительное  отношение.
  3. Естественность, отражение своих чувств  и чувств собеседника.
  4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
  5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться .
  6. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
  7. Признание правоты  собеседника там, где это действительно так.
  8. Обращение к фактам.
  9. Лаконичность, немногословность. Вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
  10. Высказывание вслух и объяснение  понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по  ее прояснению.
  11. Предложение рассмотреть альтернативные  решения.
  12. Демонстрация  заинтересованности в решении проблемы   и готовности  разделить  ответственность  за это.
  13. Повышение значимости партнера.
  14. Поддержание  контакта  вербальными и невербальными средствами  на протяжении всей ситуации общения.
  15. В случае агрессивной  конфликтной  ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер.

Главный  навык тренинга – умение  разрешить конфликт через сотрудничество. Для этого необходимо признать наличие проблемы  и  описать  конфликт.

Конфликт описывается  в трех плоскостях: поведение, последствия  и чувства. Например: «Когда ты  включаешь музыку, я отвлекаюсь и не могу заниматься. Я испытываю беспокойство».

При этом  старайтесь  не позволять другому  человеку менять тему разговора (« У всех громкая музыка…») и предлагайте  разумное решение на основе общих ценностей («  У всех нас бывает время,  когда  необходимо сосредоточиться »).

Людмила  ВОЛГА

рассказать друзьям и получить подарок

Один комментарий на “Что такое конфликт и как с ним бороться ?”

  • По долгу службы приходилось разрешать достаточно много конфликтных ситуаций. Есть люди (их мало), которые просто живут конфликтом. Обычно они имеют большую «популярность». Но долго нигде не задерживаются.

    Нравится или Не нравится: Thumb up 0 Thumb down 0

Оставить комментарий

[+] Zaazu Emoticons Zaazu.com

Домены и хостинг
СКИДКИ!!!
Рекомендую

Полезные ссылки

Дизайн: Woffice

Protection Plugin made by Web Hosting